ОТ РЕДАКТОРА:
Не секрет, что судьба многих коллекций филокартистов не завидна. Некоторые
передают коллекции на хранение художественным музеям, другие библиотекам,
третьи, не сумев привить интерес к коллекционированию своим детям, под
конец жизни распродают то, что собиралось многие годы, а то, что не успевают
продать, потом распродается потомками подчас за бесценок. Каждый из этих
способов дальнейшего существования коллекции, как показывает практика, не
выдерживает никакой критики.
Государственным историческим и художественным музеям коллекции
открыток по тем или иным причинам обычно не нужны. Некоторые музеи, как,
например, Музей истории и реконструкции Москвы - имеют собственные неплохие
коллекции открыток. Другие - просто не знают, что делать с такими подарками,
ссылаясь на то, что у них нет людей, способных разобраться в этом специфичном
хозяйстве. Третьи, имея огромные коллекции открыток в своих фондах, никогда
не показывают их посетителям. А на поверку выходит, что часто музейные
работники не могут даже при желании найти то, что было в подаренной коллекции (о
подобном случае мне недавно стало известно). В качестве примеров достаточно
указать то, что Музей истории Санкт-Петербурга до сих пор не открыл экспозицию
с открытками из коллекции Тагрина, а Третьяковская галерея не показывает
широкой публике коллекцию открыток Шлеева.
Не лучше обстоят дела и с библиотеками. Некоторые библиотеки, такие
как Российская Государственная библиотека (РГБ) и другие в своих фондах
имеют такие коллекции открыток, которым мог бы позавидовать любой филокартист
(другое дело, что в такие фонды обычно трудно попасть). Другие библиотеки,
например, Российская Государственная библиотека по искусству (РГБИ), рано
или поздно продают свои фонды открыток. Так, например, коллекция Осипова,
подаренная библиотеке, была сначала растаскана, а потом и распродана. Каждая
открытка из этой библиотеки была испорчена инвентарным номером, написанным
чернилами, причем в подавляющем большинстве случаев - на лицевой стороне - на
изображении.
Выход из создавшейся ситуации один. У коллекций открыток должна
быть своя собственная судьба. Нужно создавать как главный Музей открытки,
так и региональные городские музеи открытки. Хранителями в таких музеях
должны быть филокартисты, а не случайные люди, имеющие отдаленное представление
об открытках. Хочется надеяться, что на призывы открыть Музей открытки
откликнутся не только филокартисты, но и меценаты, заинтересованные в
нормальном культурном климате в нашей стране. Ведь открытки, может быть
даже в большей степени, чем картины, могут привлечь людей к русской культуре.
В самом деле, если картины можно увидеть только в музеях, которые есть
далеко не в каждом городе и поселке, то открытки могут быть доступны
каждому. А значит, музейная и выставочная деятельность в области открыток
может быть полезна всему обществу в целом.
На настоящей странице приводятся материалы о школьном музее открытки,
открытом в Гатчине.
ДЕТСКИЙ МУЗЕЙ ОТКРЫТКИ
Пресс-релиз об открытии музея
2 ноября 2002 года состоялось открытие Детского Музея Открытки.
Этот музей создан в рамках Петербургской программы "Открытка". Программа
разработана для совершенствования эстетического и патриотического воспитания.
Программа включает:
- стимулирование издания новых открыток и книг об открытках
- выставки филокартистов
- создание сети детских музеев открытки.
Первый в России и, видимо, в мире подобный музей начал создаваться
более года назад. Стимулом послужила передача Санкт-Петербургскому Фонду
культуры 17000 открыток. В Российскую национальную библиотеку по почте
пришли ящики коллекций открыток Елены Константиновны Ромадановской.
Посылки пришли из Новосибирска без обратного адреса. Библиотека передала
открытки Санкт-Петербургскому Фонду культуры для создания музея открытки.
Филиал Фонда - "Центр образования города Гатчины" собрал детей, пожелавших
заниматься филокартией, и в течение года дети привели в порядок подаренные
открытки, тем самым создали фонд музея.
Концепция музея - постоянные и временные выставки открыток.
На открытии представлены выставки:
- "История открытки" - фонд музея
- "Китайская открытка" - фонд музея
- "Русские писатели" - фонд музея
- "Открытки издательства "Сад искусств" - фонд музея
- "Открытки издательства Fly cards - фонд музея
- "Александро-Свирский монастырь" - коллекция Г.В.Дваса
- "300 лет Санкт-Петербургу, открытки к 200-летию Санкт-Петербурга" -
коллекция В.П.Третьякова
- "Авторская открытка" - коллекция авторских открыток художницы
Е.И.Айдынян
Дети, участвующие в работе музея, являются хранителями разделов фондов и комиссарами выставок.
Фонд музея постоянно пополняется за счет подаренных музею открыток.
Среди тех, кто передал открытки в дар музею - Председатель Совета Федерации
С.М.Миронов (уникальные китайские открытки), вице-президент Санкт-Петербургского
Фонда культуры В.П.Третьяков (более 2000 различных открыток), ученик 11
класса "Центра образования г.Гатчины" Всеволод Биллевич (старинные открытки
из семейного архива).
В открытии музея приняли участие представители администрации Санкт-Петербурга и
Ленинградской области, сотрудники Российской национальной библиотеки, Эрмитажа,
Русского музея, музеев Ленинградской области, директора издательств,
издающих открытки и филокартисты.
Руководит музеем доктор психологических наук, профессор, вице-президент
Санкт-Петербургского Фонда культуры Виталий Петрович Третьяков.
Из интервью В.П.Третьякова журналу "Открытый мир"
Самый интересный проект в рамках программы "Открытка" - создание
детского музея открытки.
- Не кажется ли Вам, что необходим именно
государственный музей открытки, который занимался бы организацией
выставок в школах, различных постоянных и временных экспозиций?
- Совершенно с Вами согласен. Наш детский музей - это в определенной
мере ответ филокартической общественности на "сокрытие" коллекции Николая
Степановича Тагрина. Эта крупная и интересная коллекция была приобретена
Музеем имтории Санкт-Петербурга более 15 лет назад. До сих пор не открыт
музей открытки, для которого приобрели данную коллекцию. Поэтому мы,
представители общественных организаций, идем своим народным путем.
Начинается подготовка двух выставок открыток: "Кижи. Соловецкий монастырь"
(эта тема связана с поездкой школьников в Кижи на летние каникулы) и
"Русские писатели" (готовится по просьбе учителей русского языка и
литературы).
В дальнейшем мы планируем начать пополнение музейного фонда, создать
силами детей компьютерную базу данных открыток. Надеемся, что деятельность
подоюных музеев отвлечет детей от пагубного влияния улицы.
Мы планируем уже в течение следующего года на базе Санкт-Петербургского
фонда культуры проводить методические семинары на тему: "Как создать школьный
музей открытки?" Школьных музеев будет много, и сотрудникам Музея истории Санкт-Петербурга
будет стыдно не открыть государственный Музей открытки. Будем рады, если
удастся сделать программу "Открытка" федеральной. Так что приглашаем всех к
сотрудничеству.Материал подготовил для журнала А.Шестимиров
Перепечатано
из журнала "Открытый мир" - N 3, 2002 г.
ОТКРЫТый музей
Детский музей открытки - единственный не только в России, но, скорее всего,
и в мире. Он - важная составная часть петербургской программы "Открытка",
цель которой - вернуть современникам былое разнообразие открыток. Авторы
программы - Санкт-Петербургский фонд культуры, региональное общественно-политическое
движение "Воля Петербурга" и издательство "Сад искусств" - не только издают открытки,
но и думают о том, чтобы научить детей их хранить, то есть коллекционировать.
Именно в этом и должны помогать школьные музеи, первый из которых появился в Гатчине
Счастливый случай
Реальная возможность для создания музея открыток была давно: коллекция
патриарха филокартии Николая Спиридоновича Тагрина поступила в Музей истории
Санкт-Петербурга более 15 лет назад. Но экспозиция до сих пор не открыта,
хотя сделать это обещают много лет.
В создании детского музея открытки вице-президенту Санкт-Петербургского
Фонда культуры Виталию Петровичу Третьякову помог счастливый случай. В
прошлом году в Российскую национальную библиотеку из Новосибирска пришли
посылки с открытками.
В обратном адресе не было ни улицы, ни дома, только
фамилия отправителя: Е.Ромадоновская. Видимо, кто-то из коллекционеров
решил передать свои открытки библиотеке. Поскольку Национальная библиотека всегда
получала обязательный экземпляр всего, что печаталось, такие открытки в ее
фонде уже имелись. И тогда 17 тысяч открыток решили передать филиалу
Фонда культуры - Центру образования Гатчины. Тем самым предоставив
школьникам Центра возможность попробовать себя в роли сотрудников музея.
"Мы приучаем детей работать с информацией - о городах, о художниках, учим их
коллекционировать, отдаем открытки домой, чтобы дети показали их друзьям
и знакомым", - говорит Виталий Петрович. Кто-то из них, возможно, создаст
огромную коллекцию, а кто-то просто будет занят интересным делом, и
открытки будут помощниками в познании мира".
Весь мир в открытках
В день торжественного открытия музея стены Центра образования украсили
многочисленные экспозиции открыток - "Русские писатели", "Китайские открытки",
выставка открыток издательства "Сад искусств" и рекламного агентства Fly Cards,
целая серия выставок, посвященных городу на Неве, и многие другие. Открытие
музея сопровождалось взаимными подарками: В Третьяков одарил гостей, а те,
в свою очередь, преподнесли музею книги и, конечно же, открытки. Вице-губернатор
Ленинградской области Г.Двас, известный как страстный коллекционер открыток, "оторвал
от сердца" несколько подборок с видами области. Среди тех, кто внес свою
лепту в фонд музея, председатель Совета Федерации С.Миронов, подаривший
уникальные китайские открытки, и ученик 11-го класса Центра образования
Всеволод Биллевич, передавший музею старинные открытки из семейного
архива.
"Мы, как любой музей, рады дарам, - говорит В.Третьяков. - Наш
музей собирает все - весь мир в открытках. Но главное, детский музей
открытки - это своеобразная лаборатория. Наша цель - показать, что это
хорошо, что это нужно детям, без этого современная школа не может обойтись.
И это не эксклюзив, а несложное и доступное всем дело. Надеюсь, что наш
лпыт послужит методической основой для создания аналогичных школьных музеев".
Весть об уникальном музее быстро распространилась. Только за неделю,
прошедшую со дня открытия, в Гатчину специально приехали более полусотни
желающих полюбоваться открытками. И они не были разочарованы.
Сеять разумное, доброе, вечное...
Начало ХХ века было бумом издания открыток. Они были дешевым и
надежным средством общения. Сегодня в России на одного жителя приходится,
в среднем, одна новая открытка в год. Выжил только один жанр - поздравительные,
ну еще и виды городов.
"К сожалению, рынок - это спрос и предложение. На поздравительную
открытку спрос есть - появилось и предложение. На эстетическое воспитание
и патриотизм спроса нет, и сам он не появится. Нужна воля для того, чтобы
начать издавать открытки, которые должны сеять разумное, доброе, вечное.
Такая воля была проявлена Санкт-Петербургским Фондом культуры и движением
"Воля Петербурга". Так и появилась петербургская программа "Открытка", -
рассказывает В.Третьяков.
Цель этой программы - сделать так, чтобы открыток было много, чтобы
через них дети могли узнавать о мире и истории, об искусстве и вообще
обо всем на свете. За год издательство "Сад искусств" выпустило уже
97 открыток разного дизайна в семи тематических сериях: "Блистательный
Петербург", "Русская Армия", "Миг истории", "Дети и мир", "Праздники" и,
наконец, "Без галстука", первой открыткой в которой стала фотография В.Путина. В
рамках программы издаются книги об открытках и проводятся выставки. А
теперь открыт музей открытки.
Авторам программы кажется вполне естественным, что две общественные
организации объединились, чтобы реализовать то, что сегодня не делает
рынок, но то, что по-прежнему нужно человеку - маленькие прямоугольные
произведения искусства.
Елена Галибей
"Курьер" от 28 декабря 2002г.
__________________________________________________
Главная страница