ЗАБЫТЫЕ ФОРМЫ ПРЯМОЙ ПОЧТОВОЙ РЕКЛАМЫ
В начале ХХ века Россия переживала экономический подъем. Изобретены
телеграф, телефон и даже кинематограф. На дорогах России все чаще встречаются
автомобили, составляя конкуренцию гужевому транспорту. Однако по-прежнему только
с помощью почтовых отправлений можно было наиболее просто и доступно передать
рекламное сообщение в большинство городов и селений страны. И хотя дороги и работа
почтового ведомства оставляли желать лучшего, все же именно почта была
единственным звеном связи между продавцом и покупателем в России. И естественно,
предприниматели довольно полно использовали возможности прямой рекламы. (...)
Достаточно популярным носителем рекламы было открытое письмо (открытка).
Выпускались они нескольких типов: открытки-плакаты, открытки-иллюстрации и художественные
открытки с надпечатанным рекламным текстом, а также обычные фирменные
открытки с названием фирмы и адресом. Рассмотрим их в этой последовательности.
Открытые письма-плакаты выпускались частными фирмами с рекламой товара или
услуг на лицевой стороне письма. Печатали их, как правило, в столичных или зарубежных
типографиях, таких, как типография В.И.Маркус, С.П.Б., литография Т.Киббель, С.П.Б. и т.д.
Отличались они высоким художественным уровнем исполнения и несли в себе сильный рекламный заряд.
Например, в открытом письме мыловаренного завода "Волга" (см. илл.) или т - ва
"Блок" с рекламой счетных машин (см. илл.).
Создание и печать таких открыток были достаточно дорогим делом. Поэтому
их имели только фирмы с большим капиталом.
Не менее популярны были открытки-иллюстрации. Фирмы выпускали их сериями. Часто
продавали их в магазинах фирм или просто дарили, а также использовали в качестве
фирменных писем. На каждой открытке изображен какой-то интересный сюжет, непременным
"участником" которого был рекламируемый товар, как, например, шины т - ва
"Проводник" (см. илл.). Фирмы победнее закупали тираж художественных открыток
и надпечатывали свой рекламный текст на лицевой стороне, но чаще на обороте.
Не отставали от частных фирм благотворительные общества и государство.
Так, благотворительные конторы выпускали в конце прошлого века открытые письма,
по краям которых размещались рекламные объявления множества фирм.
С двух сторон таким образом размещалось до 10-15 рекламных объявлений.
Середина же открытки свободно вмещала адрес и сам текст письма. Даже в 20-е
годы рекламное агенство "Связь" использовало такую форму открытки для рекламных целей.
(см. илл. 14 и 15).
До революции купить такие открытки можно было в магазинах,
торгующих канцелярскими товарами, а также на почте, в табачных киосках и
других лавках. Прибыль от их продажи поступала благотворительным обществам.
В 1916 году министерство финансов России наряду с марками выпустило множество открыток-плакатов
с одинаковым изображением с целью пропаганды военного займа, крайне непопулярного
среди народов России.
И наконец, рекламисты даже создали в 1907 году газету-открытку под названием
"Муха". Это издание имело форму буклета, одна из полос которого содержала необходимые
почтовые элементы: надпись - открытое письмо, место для марки и разграничительные
линии для адреса. Одна полоса этой газеты-открытки полностью была отдана под
рекламные объявления.
Прошло практически столетие с тех времен. Многие из перечисленных форм
прямой рекламы уже утратили свою актуальность, но в опыте прошлого
всегда содержится рациональное зерно. Важно помнить, что "новое - это хорошо
забытое старое".
Сергей Чередниченко
Перепечатано с сокращениями из газеты "Рекламист", N 2, 1995 г.
Использованы иллюстрации, опубликованные в газете "Рекламист"
__________________________________________________
Главная страница