Главная Адреса Ссылки Отзывы Статьи

Вопреки тому, что эта статья была напечатана в 1899 году, многие ее размышления актуальны и для нашего времени. Хочется надеяться, что современные издатели открыток сделают соответствующие выводы и настоящих художественных открыток будет выпускаться всё больше и больше, а изделия с "туповатыми приколами" отойдут в прошлое. Вместе с тем эта статья может быть интересна и всем, кто интересуется историей отечественной открытки. Многие пожелания коллекционера позапрошлого века были восприняты русскими художниками как руководство к действию, и на дореволюционных открытках вскоре стали появляться сюжеты с красотами Крыма или же русским орнаментом.

НОВАЯ ОТРАСЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Перепечатано из журнала
"Искусство и художественная промышленность",
№ 8, 1899 г. - с. 670-682

          В 1871 г. Россия вступила в международный почтовый союз и тогда же у нас была введена - как и в Западной Европе - почтовая карточка, так называемое "открытое письмо". Польза и практичность этого крайне дешевого способа корреспонденции давно уже и вполне оценена, как за границей, так и у нас. Но за последние два года открытое письмо изменило свой наружный вид и, вместо простого, без всяких украшений, бланка, явилась вдруг художественная, богато и разнообразно украшнная, почтовая карточка. Благодаря тому, что в составлении рисунка и орнамента для таких карточек приняли деятельное участие лучшие западные художники, они быстро распространились в публике и стремление коллекционировать их не только обратилось в моду, но, вернее сказать, перешло прямо в страсть и достигло высшей степени увлечения, отчасти даже вытесняя собирание фотографий, гравюр, почтовых марок и т.д.
          Большой спрос художественных карточек на Западе, особенно со стороны англичан и американцев, объясняется их важным значением: они, помимо своего обыкновенного, повседневного служения, представляют собою еще образовательное пособие по всем отраслям искусства и знания, так что, - забавляя они учат.
          На Западе, в больших рабочих центрах, давно уже осознали необходимость учреждения музеев, передвижных выставок, доступных для каждого. Все это приносит замечательные плоды, благотворные результаты, но требует много хлопот и больших затрат. У нас, где таких учреждений очень мало, где вообще мало распространено знакомство с разнообразно богатой природой, как своей, так и чужой, а также с лучшими памятниками седой старины, - такая художественная карточка, к украшению которой привлекаются лучшие художественные силы, лучшие усовершенствования художественной промышленности, может принести особенно большую пользу, восполняя отчасти отсутствие указанных выше учреждений: при своей дешевизне она может быть доступна всем, проникать в самые глухие, отдаленные провинции и даже села, и этим самым научить многому и развить у нас художественный вкус.
          Во время двухлетнего путешествия по Европе я имела возможность познакомиться с этой новой отраслью художественной промышленности и искусства в лучших ее образцах. И как разнообразны эти произведения по своему содержанию, как они поучительны, как красивы и изящны!.. Почтовая художественная карточка учит географии, представляя виды всевозможных местностей, гор, морей, городов; учит искусству, воиспроизводя памятники архитектуры, скульптуры, живописи разных времен и народов. Подписи на ней указывают, где какая местность, когда и кем построен храм, кому и за что поставлен памятник и т.д. - этим воскрешается в памяти забытое, дается первое, притом живое и ясное знакомство незнающим.
          Художественная карточка иллюстрирует такие местности и чудеса природы, описания которых нельзя встретить в учебниках, не могущих дать ясной картины описываемых местностей и наглядной иллюстрации их. Все выставки за последние годы: Чикагская, Антверпенская, Брюссельская, Швейцарская, Берлинская, Шведская, Трансваальская, Будапештская, Венская юилейная и многие другие воспроизведены в лучших своих памятниках на этих карточках, и они дают возможность почти всем сохранить память об этих трудах человеческого ума и успеха промышленности, познакомиться с ними, помимо недоступных по своей дороговизне специальных изданий и фотографий. Всякое замечательное событие: политическое, гражданское, народное, юбилеи знаменитых людей, ученые открытия по всем отраслям знания и искусства, исторические и военные сцены, портреты знаменитых деятелей с указанием дня их рождения и выдающихся произведений, автографы, остроумные карикатуры на явления современной жизни, - всё это находится на той же почтовой карточке. Затем идет воспроизведение целыми сериями типов, бытовых сцен, интересных народных одежд и т.д. На небольшом пространстве почтовой карточки мы видим художественно исполненную типичную фигуру голландки, окруженную родной ей обстановкой, узнаем ее повседневные работы и занятия; видим бельгийцев и их костюмы, любопытные фламандские чепцы... Германия роскошно издала также одежды народности своей земли, образцы которых с таким трудом и любовью собраны в превосходном этнографическом музее в Берлине, благодаря знаменитому профессору Вирхову и другим деятелям; рисунки этих одежд воспроизведены с удивительной точностью и необыкновенным изяществом. В числе берлинских изданий очень хороши серии Шпревальда и Гельголанда с замечательными одеждами его населения. На той же почтовой карточке темносиние леса Шварцвальда и его красивое население дали множество оригинальных сюжетов. Поражает также своим разнообразием богатая серия баварских одежд и художественно исполненные гессенские типы. Швейцария дала свою сказочную природу и свои прелестные одежды. Несколько серий старинных германских одежд XVI и XVII веков удивляют тонкостью и верностью исполнения. Хороши головки времен Людовика XVI; прелестны головки времен первой империи с их своеобразными прическами.
          На этом всеобщем конкурсе почтовых карточек, венские художники наиболее выделяются красотою и оригинальностью сюжетов, ими избранных; так, например, художник Главачек издал целый ряд прелестно исполненных видов Тироля, его чудных гор и озер.
          Кроме всех поименованных сюжетов, не забыта в карточках эпоха Возрождения. Италия, с обычным ей вкусом, украсила художественную почтовую карточку своими костюмами, представила чудные виды своих берегов; серии "Riviera" и "Sestri Levanti", красотою рисунка и исполнением, походят на дорогую акварель. Помимо всех видов и всего, чем богато изобилует эта страна искусства, она дала еще ряд юбилейных карточек, как, например: юбилей церкви св. Амвросия, юбилей Вольта и других. Афины, Константинополь, Палестина, Египет, Индия, Китай, Япония, Алжир, Испания, Франция, Англия, Швеция - все\, что есть замечательного в этих странах и достойно изучения, вы найдете на той же почтовой карточке, цена которой всего навсего пять, десять пфеннигов. Многие серии имеют объяснительные брошюры в виде крастких исторических очерков с указанием: откуда были взяты рисунки, кем и когда были исполнены оригиналы, - как, например, серия карточек из древней европейской жизни профессора Морица Опенгейма и других. Сколько нужно трудов и издержек, чтобы желающий мог познакомиться и изучить, при помощи собирания дорогих фотографий, или при покупке еще более дорогих изданий, тот громадный, бесконечно разнообразный материал, что помещен на маленьком клочке бумаги, представляющим собой почтовую карточку!..
          Замечательные воспроизведения сокровищ музеев, снимки с картин знаменитых древних мастеров, как Альбрехт Дюрер, Франц Гальс, Ганс Мемлинг, Антон ван Дейк, Иоанн ван Эйк, Мирис, Гольбейн, Рембрандт, Рубенс, Кранах Старший и друг. - всех не перечесть, - чередуются на почтовой карточке с произведениями более новых, современных художников и дают возможность составить коллекцию известных произведений живописи и ваяния даже по школам. Чтобы покончить перечень всех чудес, которые могут дать нам эти недорогие, но драгоценные по своему значению карточки, необходимо упомянуть еще, что есть открытые письма, остроумно и прелестно воспроизводящие легенды гор, озер, замков, которыми так богата, например, Германия: вот Рейн с чудесными легендарными берегами и замками, Шварцвальд со своими никсами, русалками, гномами, рыцарями. Очень красиво воспроизведены героини Вагнеровских произведений. Целый мир фантазии воссоздан художниками Мюнхена и Дюссельдофа, между ними особенно выдаются почтовые карточки общества художников "Mahlkasten" которые, по случаю своего пятидесятилетнего юбилея, издало целый ряд почтовых карточек, одна интереснее другой, на всевозможные сюжеты. Есть еще отдел тканых карточек разными шелками по белому фону: виды города Крефельда, его памятников, церквей, портреты знаменитых людей и т.д.
          Художники берут сюжеты отовсюду: птицы, насекомые, разные животные, восхитительно исполняются со всею грацией, присущей каждой породе. Наброски из студенческой жизни полны юмора. Некоторые серии, кроме прекрасно исполненных типических сцен, украшаются стихами, песнями, изречениями. Вот подпись к почтовой карточке, на которой изображена беседа собравшихся студентов:

Heute Lustig, morgen froh,
Ubermorgen - wieder so.

          Есть карточки с астрономическими сюжетами: небо, звезды, их спутники, научным образом изображены на этих волшебных лоскутках бумаги; встречаются даже и археологические темы, которые популяризуют интересные предметы раскопок.
          Помимо всего вышесказанного, появление почтовой карточки вызвало значительную промышленность. За эти два года открылось за границей множество магазинов, даже складов, торгующих исключительно одними артистическими карточками, делающих большие денежные обороты этим товаром. В Гамбурге во время маневров в присутствии Императора Вильгельма II, было продано до 70000 почтовых карточек с изображением Императора и маневрирующих войск. Во время посещения Гамбурга Их Императорскими Величествами Государем Императором и Государыней Императрицей Александрой Федоровной в 1896 году, в течение четырех часов, было продано 7000 карточек, изданных в память открытия русской часовни. В Париже серия почтовых карточек, талантливого художника Мюша (Мухи) с афишами, составленными им для пьес Сарры Бернар, разошлись в несколько дней. В Германии возникли целые фабрики, специально изготовляющие художественные открытые письма, и которые имеют своих представителей, агентов, разъезжающих по городам, с предложением образцов, и принимающих заказы. Торговцы наперерыв друг перед другом, стараются пораньше заполучить свои заказы, верно рассчитывая на скорый сбыт, как это было с почтовой карточкой по смерти Бисмарка, с изображением сцен из его жизни, чествования его памяти, замечательных его изречений и проч.; в первый же день они были все распроданы.
          Мне удалось собрать несколько тысяч художественных карточек, между ними есть и акварельные, исполненные известными художниками, - они помещены в специальных альбомах, которые в свою очередь стали новой отраслью промышленности.
          Важное значение художественной почтовой карточки очевидно для всех, но еще больше польза ее для людей, не имеющих средств дать своим детям желаемое образование. Живя в больших центрах, дети недостаточных семейств находятся в лучших условиях, - тут помогают музеи, художественные выставки и даже артистические выставки магазинных окон; все это развивает вкус и чувство изящного. Люди же, удаленные от больших городов, живущие на делеких окраинах, куда с трудом привозятся дешевая книжка, должны довольствоваться случайно занесенными плохими рисунками, которые приучают глаз ребенка смотреть неправильно. Тут на помощь может явиться художественно исполненная почтовая карточка, стоящая так дешево. Ребенок при помощи ее привыкает видеть рисунок, правильно исполненный, знакомится с красотою колорита, с разнообразными оттенками и переливами красок.
          Русский народ издревле любил всевозможные изображения и картины. Замечательный труд Ровинского "Русские народные картинки" воочию показывает нам, как любили в древности у нас картины! Тысячами получались в начале XVII века фряжские листы, носившие название потегных немецких печатных листов, и как, наконец, стали делать лубочные картины. Покупали их и в царский дворец, забавлялись этими листами дети, а вместе с тем получали из них сведения о некоторых предметах Истории, Географии и проч. В этих лубочных картинах была насущная потребность, они разносились по всей обширной России особого рода продавцами, называемыми ходебщиками, офенями или коробйниками. Этого рода торговлей занимались, да занимаются и теперь, преимущественно крестьяне Владимирской губ., которые укладывают разный мелкий товар в коробья и разносят его во все концы России, от Сибири до Южных губерний. Офени часто ездили обозом, но преимущественно они носили на себе тюки с товарами для своих неприхотливых покупателей, и, между всякими мелочами, были непременно лучбочные картинки, которые закупали тысячами и развозили в своих лубочных коробах. Раскупались они с жадностью, выменивали их, при случае, на рукоделия и помещали их в избе, смотря по содержанию: духовные - в переднем почетном углу, под образами, мирские - по стенам избы, детям в науку, а всем в утеху. В старину лубочные картины приносили пользу: через них узнавались события, познавались герои, и все, что давали лубочные листы нового, небывалого, невиданного, - возбуждало любопытство и надолго оставалось в памяти; они были своего рода газетой того времени. Был и есть еще один способ распространения в русском народе всякого рода живописных изображений, - это издревле-любимая народная картинная галерея: внутренняя сторона крышки сундука, а похуже на внутренние бока его.
          Времена переменились. Железные дороги сблизили отдаленные места России с главными центрами, но далеко не все места и окраины близки, почтовая же карточка, по своей дешевизне, может проникнуть всюду и принести свою пользу. Как же не желать всем сердцем, чтобы русские художники уделили частичку своих талантов для этого маленького по объему предмета искусства, но такого большого по приносимой пользе. Наше дорогое отечество знают за границей лишь интеллигенция и небольшое количество путешественников, но самый народ запада не знает его вовсе и составляет себе самые дикие понятия о России и русском художестве. За последнее время читающий класс отчасти знаком с нами по переводам наших литературных произведений, но не все их понимают. - Русская художественная почтовая карточка получит на Западе огромный спрос, по своей редкости и своеобразности, и войдет в моду более, чем карточки других стран. Через нее же в Европе узнают живописные места нашего отечества и его сокровища. Россия так богата материалами, что нельзя бояться, чтобы источник его иссяк. Чудная таинственная природа Севера с ее невиданными в Европе обитателями, Архангельская губ., Олонецкая с причудливыми озерами, где население сохранило многое в нравах, обычаях, одеждах и постройках из давнопрошедшего, - все это несомненно будет интересно. Живописные берега Волги, Камы, Урал с его красотами, бесконечно богатая Сибирь, - какой громадный, неисчерпаемый материал для того, кто умеет воспроизвести все это! Возьмите Крым, этот золотой берег с тысячами причудливых картин, Крым, который во времена глубокой древности был излюбленным местом просвещенных Греков, устроивших там свои колонии. Генуэзцы, венецианцы тоже избрали Крым для своей обширной торговли с народами того времени. Оживите эти берега страницами из истории прошлого, воскресите богатый Хермонес, Пантикопею, Феодосию, Ольвию, старый Крым, - все полно безграничного интереса. Наши художники черпали много сюжетов из красот Крыма, дали нам великие произведения живописи, но они доступны только немногим, - тому, кто в состоянии их купить. Дайте нам пятикопеечную карточку, художественную серию на подобие итальянской Ривьеры, и у нас быдет своя ривьера Крыма. Величавый дивно-сказочный Кавказ, его недоступные снеговые исполины, ущелья, бушующие горные реки, - мало чем уступают, а во многом превосходят столь излюбленную Швейцарию. Теперь на этот путь переселения народов обращено все внимание ученых: Кавказ сохранил в недрах своих гор неисчерпаемые сокровища времен глубокой древности, его посещают как наши, так и европейские ученые для своих изысканий, не единичными личностями, но, можно сказать, караванами. Возьмите наши Средне-Азиатские владения, их природу, флору, их жителей с характерными одеждами, напоминающими богатство древнего Востока, - все просится быть зарисованным. У нас есть немало живописных городов, полных сокровищами древностей и современных памятников: Петербург, его дворцы, Эрмитаж, Академия художеств, музеи, частные коллекции и т.п., Москва с своими древними храмами, богатейшими ризницами, музеями, сокровищами Грановитой палаты, сохранившей до наших времен чудные образцы прошедшего, и, наконец, частные коллекции. Коллекция русской старины, собранная мною в продолжении двадцати двух лет, заключает в себе немало интересных предметов и я готова с искренним удовольствием поделиться рисунками с желающими работать по русскому стилю, - не ошибаясь можно надеяться, что и другие владельцы частных коллекций сделают то же для общей пользы. Пересчитывая замечательные места нашей родины, нужно упомянуть и Ярославль, эту академию древней живописи, архитектуры, его старинные церкви и т.д.; Владимир - его соборы, украшенные разными прилепами, фресками; старый Ростов - с его Белой Палатой и древними церквами; Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, Суздаль, Муром, Нижний Новгород, Киев и т.д. Монастыри, рассыпанные по всей России, все имеюи живописное положение и интересны, как памятники прошедшего, и всюду найдется много драгоценного материала для карточек. Если же обратимся к нащей литературе - какой громадный источник представится в его произведениях! Возьмем былины, эту древнюю поэзию русского народа, его сказания, песни, или сюжеты из духовной литературы, и - наш народ, который любит всякие духовные листы, будет писать свои грамотки и посылать свои благословения на карточках духовного содержания.
          Конечно, можно сказать, что все это было уже издано и иллюстрировано в хороших и дорогих изданиях. Да, именно в дорогих, а что есть в дешевых, то преимущественно плохо исполнено. Даже людям с средними достатками трудно приобретать дорогие издания, людям же с недостаточными средствами они совсем недоступны, а между тем наш народ с давних пор был всегда чрезвычайно отзывчив ко всякому живописному изображению; его любовь ко всякого рода орнаменту видна во всех предметах его домашнего обихода. Как безгранично красива и разнообразна старинная древняя посуда: чаши двойные, тройные с крышками, братины, ковши, блюда, солонки, бураки, пещерники, колубели, валики, ткацкие станки, расписные пряхи, мыкальники, донцы, веретена, гребни и мн. др. Тут можно встретить и геометрический орнамент, растительный, наивно исполненные человеческие фигуры, сцены из бытовой жизни и т.д. В Императорском Исторической Музее в Москве находится единственное собрание таких предметов, по красоте и разнообразию орнамента. Собиралась эта коллекция со знанием и любовью в течение нескольких лет и, действительно залы, наполненные этими вещами, дают полную картину народного быта и вкуса. Такие резные украшения изб, тысяча всевозможных предметов, начиная от маленького ларчика, ковшов, солоницы до больших вещей, - все своеобразно, оригинально красиво; удивительный подбор подобных резных вещей находится в том же Императорском Историческом Музее. Богатый материал могут дать старинные русские вышивки, которые встарину имели большое значение в бытовой жизни, начиная от царских и боярских палат и кончая крестьянской избой, ширинки, обрядовые полотенца, каймы свадебных простынь, завесы, столешники и т.п. - все покрыто удивительными и самобытными узорами.
          Как же не просить, чтобы русские художники обратили свое просвещенное и серьезное внимание на эту новую отрасль промышленного искусства - почтовую карточку, и чтобы они воспользовались всем тем неисчерпаемым, богатым материалом, который дает наша русская природа и народное искусство.
          Почтовая карточка, как одно из орудий распространения знания, развития, чувства изящного, любви к природе, ко всякому прекрасному, - не забава, и труд потраченный на украшение ее, в высшей степени важен и плодотворен. Она сослужит великую службу для просвещения народа в самом широком значении этого слова. Художники, работающие для почтовой карточки, будут деятелями на почве народной. Не так давно наши почтовые карточки приготовлялись за границей, в последнее время они стали уже печататься в России и для украшения их привлекаются наши лучшие художники. Пожелаем же, чтобы наша почтовая карточка стала - такой же художественной, изящной, поучительной и полезной в различных отношениях, как западноевропейская, чтобы эта новая отрасль художественной промышленности все более развивалась и процветала - на пользу и славу нашего отечества.

Н.Л.Шабельская

Главная Адреса Ссылки Отзывы Статьи