Открытое письмо российским издательствам открыток

Опубликовано в журнале "Открытый мир" N 2 под названием "Вам письмо!"
          Говорят, что открытка - одно из лучших средств познания мира. В самом деле, благодаря открыткам люди знакомятся с архитектурным обликом далеких городов, произведениями искусства России и мира, транспортными средствами - словом всем тем, без чего нельзя представить нашу жизнь. Какой же мир нас сегодня окружает? Если верить новому журналу об открытках "Открытый мир", этот мир состоит в основном, из рисованных дизайнерских открыток поздравительно-юмористического толка, подчас недалекого содержания и исполнения. Поскольку, по мнению журнала, сейчас в России самые главные издательства "по открыткам" такие, как "Арт и Дизайн", "Открытое письмо", "Изо", "Праздник", "Мир открыток" и другие. Но удивительно, почему-то почти никто из российских коллекционеров открыток - филокартистов не знает ни этих издательств, ни их продукцию. Более того, никто из зарубежных коллекционеров открыток тоже никогда не спрашивают открытки этих издательств. Напротив, у зарубежных коллекционеров устойчивой популярностью пользуются открытки таких современных российских издательств как РЕСТАРТ+ (Москва), АГНИ (Самара). Однако, эти издательства в журнале "Открытый мир" (В N 1 журнала - Ред.) даже не упоминаются. И это символично. Ведь в зарубежных странах рынок открыток давно уже устоялся. И тамошние покупатели давно уже разобрались, что поздравительно-юмористические открытки обычно американского производства, часто убогие и безвкусные, могут быть хороши только для Америки, но в более культурной Европе не годятся даже для поздравления родных и близких. Напротив, очень часто для этой цели используются репродукционные открытки.
          В истории каждого нового общества обычно происходило так, что сначала появлялись фирмы-однодневки, выпускающие слабую продукцию невысокого интеллектуального уровня и содержания. Но постепенно запросы людей повышались и появлялись фирмы, ориентированные на просвещенного потребителя.
          А фирмы-однодневки постепенно отмирали, не выдерживая конкуренции. Наверное, сейчас в России наступает такой момент. Фирмы, ориентированные на серьезную продукцию, постепенно завоевывают определенную долю рынка. Показательно, что это фирмы, выпускающие репродукционные и фотографические открытки.
          Однако, сектор рынка, который занимают эти фирмы, пока еще очень узок. Настало время другим фирмам подумать о новых типах открыток, которые могли бы заинтересовать как отечественного "серийного" покупателя, так и зарубежного. Ведь для фирм, выпускающих открытки, особенно важным представляется то, что если их продукция будет принята "серийными" покупателями - коллекционерами открыток, которые обычно приобретают открытки не по одной, а сериями по 10-50 и более штук за раз. Если провести исследование, что именно собирают филокартисты, то для многих вышеперечисленных фирм наверняка выявится масса неожиданностей. Информация об этом постоянно обновляется на WEB-сайте "Все для коллекционеров открыток в России".
          Так, например, было бы неплохо, если б фирмы, привлекающие для выпуска открыток дизайнеров и художников, подумали о таком виде как открытки с картами. Например, в Прибалтике, в частности, в Литве, довольно быстро сориентировались в ситуации и стали выпускать открытки с картами-планами курортов, привлекательные по дизайну и популярные у покупателей. Примечательно, что такая открытка не новая для России. "Карты-открытки" успешно продавались до 1917 года и пользуются сейчас повышенным спросом у филокартистов, поскольку несут в себе много интересной информации. Думается, такие открытки, будь они изданы сейчас, на современном материале, были бы интересны не только филокартистам, но и в качестве поздравлений. Такие открытки приятно хранить, чтобы просмотреть их спустя годы и увидеть как изменился город и вспомнить потом пору своей юности.
          Или же во многих странах мира и, без сомнения, в России, есть много любителей лошадей. Несомненно такие фотооткрытки, основанные на отечественном материале, отечественных породах лошадей, нашли бы своих покупателей. Пока же приходится довольствоваться перепечатками из серии "horses", на которых изображены отнюдь не отечественные породы.
          То же самое можно сказать и о собаках, кошках, обитателях зоопарков и многих других "любимых" представителей животного мира. Интересно, что фирмы, выпускающие карманные календарики, по сюжетам в большей степени отвечают запросам филокартистов. Почему же фирмы-производители открыток не хотят прислушаться к запросам отечественных потребителей?
          Если разобраться глубже, то можно было бы издавать на открытках автомобили, фотографии артистов, русский балет, и др. - словом все то, чем славится Россия в мире. Например, издательство "РЕСТАРТ+" активно продвигает на российский и зарубежный рынок открытки с фотографиями российских пассажирских и военных самолетов.
          Все это называется тематическими открытками, популярными у филокартистов как в России, так и за рубежом. Пока же все то, что издается и в какой-то мере отвечает этим темам - лишь заимствования с западных открыток.
          Следует также отметить тематику видовых открыток. В основном сейчас публикуются на открытках фотографии церквей России. Иногда встречаются открытки с современными зданиями и сооружениями, а также памятниками. При этом, в некоторых магазинах одновременно продаются наборы разных фирм с почти одинаковым набором мест. Сейчас это обязательно Храм Христа Спасителя, Новодевичий монастырь, Большой театр, Университет для Москвы, Исаакиевский собор, Эрмитаж, Казанский собор, Петропавловская крепость для Санкт-Петербурга. Да, эти открытки штампуются большими тиражами исключительно в расчете на туристов. Но даже они уже неохотно покупают эти открытки. Пора, наконец, подумать о расширении ассортимента. Можно было бы, наверное, издать то, что собирают многие иностранные коллекционеры и небезынтересно российскими филокартистам. Например, это могут быть футбольные стадионы, аэропорты, гостиницы, маяки, вокзалы, театры, больницы, школы, мосты - словом все то, чем живет современный город. Или же были бы интересны некоторые новые сюжеты. Например, после открытия памятника, моста и т.п. выпускать открытки-фотографии церемоний открытия подобных сооружений. Разве это неинтересно тем же туристам? Ведь все это составляет нашу сегодняшнюю жизнь. Ведь город - это не только архитектура, но и ее жители! И разве неинтересно все это отобразить в открытках?
          Например, принято решение о сносе в Москве гостиницы "Интурист". Мол, здание не вписывается в окружающую застройку. Так почему бы не запечатлеть в открытке то, чего никогда больше не будет на этом месте? В этом смысле издатели открыток должны выступать в роли репортеров и увековечивать в открытках все сколько-нибудь важные события в истории города и страны. Во всем этом видится продолжение традиций русской дореволюционной и советской открытки.
          Стоит также сказать о репродукционной открытке, которая занимает одно из первых мест у филокартистов. В советское время открытки выпускались зачастую не самого лучшего качества. Однако, советские издательства стремились охватить открытками чуть ли не всю страну. Были изданы на открытках произведения живописи многих отдаленных музеев. В настоящее время, когда перемещения по стране оказались существенно дороже, было бы неплохо закрыть брешь в духовном воспитании молодежи и всех интересующихся российской культурой при помощи открыток. Сейчас, когда репродукционные открытки выпускаются в основном на средства музеев и продаются только в них, можно было бы организовать несколько издательств, ориентированных на выпуск таких открыток.
          Примечателен в этом плане опыт голландской фирмы "ART UNLIMITED", которая хорошо знакома российским филокартистам. В начале 1990-х годов эта фирма выпустила около 200 наименований открыток с репродукциями картин Русского музея и Театрального музея в Санкт-Петербурге. Выполненные на высоком полиграфическом уровне эти открытки давно уже стали редкостями в коллекциях филокартистов. Открытки этой фирмы пользуются заслуженной популярностью во всем мире. При этом "ART UNLIMITED" выпускает также и открытки юмористического характера. Еще одной причиной популярности этой фирмы является то, что их открытки исполнены в традиционном размере 10,5х15 см и удобны как для посылки по почте без конверта, так и для коллекционирования-хранения в альбомах и картотеках.
          Из российских фирм пока в этом направлении работает только Издательский дом "АГНИ". Интересен опыт этой фирмы, которая вставляет открытки в рамки и успешно продает их в качестве "картин на стенку" для украшения интерьера.
          При помощи репродукционных открыток можно было бы организовать какую-нибудь лотерею-викторину, нацеленную с одной стороны, на стимулирование интереса людей и, в частности, молодежи к изучению и познанию русской и мировой культуры, а с другой - на формирование устойчивой привычки покупать такие открытки.
          Если же говорить о поздравительной и юмористической открытке, то и здесь возникает множество вопросов. Почему, например, современные юмористические открытки совершенно не отвечают традициям не только советской карикатуры, но и дореволюционной русской? Многие современные юмористические открытки заметно уступают лучшим образцам в этом жанре прошлых времен. Ведь какрикатурные открытки прошлого высмеивали различные человеческие пороки и определенных реальных персонажей современности. Довольно популярным на открытках был жанр шаржа. Ничего этого нет в современной юмористической открытке. Вместо того, что, казалось бы, должно как и привлекать внимание потенциального покупателя открыток, так и, в определенной степени, воспитывать его при помощи комических открыток, - сегодняшние фирмы, производители юмористических открыток придумали новый, невиданный доселе вымышленный мир, угнетающий приземленностью сюжетов и слабостью рисунка. А ведь жанр карикатуры и юмора нельзя назвать несерьезным. В нем работали такие известные мастера русского и мирового искусства как Оноре Домье, Валентин Серов, Алексей Венецианов, Франсиско Гойя, Борис Кустодиев и многие другие. Конкретно о карикатурах на открытках можно прочитать в Интернете (Ссылки на подобные страницы имеются на вышеупомянутом сайте "Все для коллекционеров открыток в России").
          Если мы хотим жить в нормальной стране с человеческим лицом, то мы должны заботиться о культурном уровне молодежи. От нас зависит то, что останется после этого времени - либо высокохудожественная открытка, либо так называемые поздравительно-юмористические открытки с туповатыми "приколами" вроде "меньше знаешь - крепче спишь".
          Не секрет, что старинные дореволюционные открытки, а также советские играют и по сей день определенную роль в жизни общества. К коллекционерам открыток часто обращаются за помощью искусствоведы, историки, архитекторы, представители кинематографа и телевидения, издательства открыток. Открытками пользовались при восстановлении храма Спас-Нередицы под Новгородом и Храма Христа Спасителя в Москве. Нередко открытки помогали в установлении атрибуции произведений живописи. Открытками иллюстрируется научная и краеведческая литература. И это все относится к тематической открытке. Интересно, чем будут пользоваться наши потомки при составлении "портрета нашего времени", юмористическими открытками с неведомыми зверушками, утверждающими, что для того, чтобы выпить, совсем не нужен повод? И это тем более прискорбно, если учесть, что в сегодняшней России есть любое оборудование, позволяющее выпускать открытки мирового уровня.

В журнале статья опубликована с сокращениями за подписью: "Московский клуб филокартистов" - всего 39 подписей.
На настоящей странице "Письмо" приводится полностью. Автор - А.А.Шестимиров.