Главная Адреса Ссылки Отзывы Статьи

ПЕРВЫЕ РИЖСКИЕ ОТКРЫТКИ


          Первые почтовые открытки появляются в 1869 году в Австро-Венгрии, а год спустя - в Германии и Франции - первые иллюстрированные карточки. Они сильно отличались от тех ярких открыток, к каким мы привыкли сегодня. По репродукциям и описаниям этих открыток, которые приводит в справочнике по филокартии (1973 г.) его составитель М.Забочень, можно судить, что иллюстрации на них выполнены в виде миниатюрных рисунков, не больше марки. Так, на немецкой открытке в верхнем левом углу адресной стороны изображен артиллерист с пушкой. На первой французской иллюстрированной карточке сверху в центре просто рисунок герба страны.
          Эти почтовые карточки, конечно, мало походили на современные иллюстрированные открытки. Однако очень скоро издатели задумались, как сделать почтовую карточку привлекательнее. Пожалуй, прототипом современных иллюстрированных открыток можно назвать французскую открытку, выпущенную в ноябре 1870 года книготорговцем Леоном Бенардо (сюжет ее - франко-прусская война). Надпись на ней гласила: "Souvenir de la defense nationale" (Память о национальной обороне). Вероятно после этого словечко "Souvenir" сразу вошло в моду: его стали печатать на открытках с видами городов издатели многих стран, в том числе и Российской империи. Об этом говорят такие надписи: "Souvenir de Riga", "Souvenir de Minsk" и др.
          Такие открытки быстро обретают популярность - ведь они становятся не просто средством почтовой связи, но и отличной рекламой, и приятным сувениром. С развитием железных дорог и туризма резко возрастает интерес к видовым открыткам. Особым спросом пользовалась, например, почтовая открытка с изображением почтальона: из его сумки можно было извлечь (в прямом смысле этого слова) целую серию миниатюрных видов города.
          О старинных иллюстрированных открытках не раз писали в печати, им посвящено несколько книг. Однако перед коллекционерами-филокартистами еще большое поле деятельности. Если мы знаем, когда вышла в свет первая иллюстрированная открытка Германии и Франции, то год выпуска первой такой открытки на территории нашей страны определен лишь условно. Почтовые карточки в конце XIX века в каталогах не фиксировались. Год издания на них проставляли очень редко. В этом и состоит трудность: изучая старые (до 1917 года) издания почтовых карточек, приходится ориентироваться в основном по почтовому штемпелю.
          Еще недавно первыми иллюстрированными почтовыми карточками у нас в стране считалась серия открыток с видами Москвы, изданная фирмой "Торг(овый) д(ом) Закс и Яррес в Москве", с надписью "Дозволено цензурой. Москва. 18 ноября 1895 г.". Впервые их обнаружил и описал в книге "В поисках необычного" (1962) известный ленинградский коллекционер Николай Спиридонович Тагрин.
          Как первые они отмечены и в справочнике "Филокартия", а также в БСЭ и в других источниках. Но вот после длительных поисков московский коллекционер и исследователь открытки Михаил Степанович Забочень нашел почтовую карточку с видом Риги рижского же издательства "Оттомар Грюнвальд и Ко". На этой открытке стоит почтовый штемпель отправки из Риги в Москву с датой 14 февраля 1895 г. Значит она "старше" московской на девять месяцев! М.С.Забочень в своей заметке "Рижская открытка. Год выпуска 1895-й" в вечерней газете "Ригас Баллс" (19 дек. 1981) дал репродукцию открытки, подробно ее описал и высказал предположение, что перспективны поиски первых иллюстрированных открыток, выпущенных еще в конце 1894 г. Предположение обоснованное. Ведь 19 октября 1894 года вышло "Распоряжение министра внутренних дел по почтовой части", которое разрешало изготовлять бланки открытых писем частным лицам. И первые такие иллюстрированные карточки могли появиться в почтовом обращении сразу после опубликования "Распоряжения" в "Правительственном вестнике", то есть с октября 1894 г.
          Когда в "Ригас Баллс" печаталась заметка об открытке 1895 г., у рижского филокартиста Ояра Цинкса уже была почтовая карточка того же издательства "Оттомар Грюнвальд и Ко", но более раннего выпуска! Имеющийся на ней штемпель с датой доставки из Риги в Петербург - 9 августа 1894 года - говорит о том, что эту открытку можно пока считать не только первой рижской, но и первой иллюстрированной открыткой, изданной на территории нашей страны. Напечатана она в технике фотолитографии с рисунка, изображающего два взморских вида (Дубулты).
          Сопоставив бланк стандартной неиллюстрированной открытки (такой, какие были в почтовом обращении в 80-х и 90-х годах) и находку О.Цинкса, Можно увидеть, что оба эти бланка изготовлены почтовым ведомством. Только на стороне для письменного сообщения позже надпечатана иллюстрация.
          Прием, который использовало издательство "Оттомар Грюнвальд и Ко" очень характерен. Ведь чистые бланки открытых писем мог купить любой и на их оборотной стороне в типографии напечатать рекламу своей фирмы. Издавались таким образом рекламные открытки и ранее. Об этом свидетельствует экземпляр из собрания московского коллекционера Е.В.Витковского. На чистой стороне бланка открытки почтового ведомства напечатана реклама пивоваренного завода "Московская Бавария" Сыромятникова. Эта открытка прошла почту 29 февраля 1883 года.
          Редкие находки таких почтовых карточек говорят о том, что покупать у почтового ведомства готовые юланки и только потом печатать на них иллюстрации было дороговато. Вот почему разрешение частным лицам выпускать открытки отвечало интересам предпринимателей.
          Рижская открытка, прошедшая почту 9 августа 1894 г., и факты, изложенные выше, дают основание предполагать, что первые иллюстрированные открытки на территории нашей страны могли подобным образом появиться не только после разрешения изготавливать их частным лицам в 1894 г., но и годам раньше, а возможно, что и в 80-х годах XIX века.
          С появлением "Распоряжения министра внутренних дел по почтовой части" в России началось бурное развитие иллюстрированной открытки. И кто только не становился издателем: то были владельцы фотографий и литографий, книжных, писчебумажных и даже галантерейных и табачных магазинов.
          В том, что ранние иллюстрированные открытки найдены в Риге, нет ничего удивительного. На рубеже веков Рига была самым крупным и экономически развитым портовым городом Прибалтики, через который шла торговля с Западной Европой и, в частности, с Германией - родиной одних из первых иллюстрированных открыток.
          Наиболее крупным рижским издательством открыток конца XIX века являлась фирма "К.Шульц". Фирма, владельцем которой с 1892 года была Юлия Шульц, имела литографию на ул. Б.Замковой, 6 (ул. Б.Пилс) и художественное фотоателье на ул. Николаевской, 3 (ныне ул. Горького) с филиалами в Майори, Лиепае и эстонском городе Тарту. Открытки, издаваемые фирмой, печатались по собственным снимкам. С 1896 по 1898 год это издательство выпустило серию из более чем 40 открыток с видами городов Латвии и Эстонии. То были почтовые карточки с иллюстрацией светло-коричневого и зеленого тона с виньеткой и надписью "Souvenir de Riga" и другими. В 1896 году фирма издала серию цветных открыток с видами Риги и Рижского взморья. Иллюстрация была представлена монтажом из трех-четырех видов с виньеткой и надписью "Gruss aus Riga" ("Привет из Риги"). Один выпуск этой серии был приурочен к Новому году. Найдены пока три открытки этого выпуска, прошедшие почту в декабре 1896 года, на них имеется надпечатка "Herlichen Gluckwunsch zum Neuen Jahre" ("Счастливого Нового года"). Эта серия открыток по заказу издательства "К.Шульц" отпечатана на высоком для того времени полиграфическом уровне в технике фотолитографии в Лейпциге. В 1900 и 1901 годах фирма выпустила несколько серий однотонных и цветных открыток. Особенно ценной считается юбилейная серия, выпущенная в 1901 году и посвященная 700-летию Риги.
          Издательством "П.Нелднер" в 1897 году на хорошем полиграфическом уровне была выпущена серия цветных рижских открыток с монтажом из четырех видов и новогодним поздравлением "Prosit Neujahr!".
          В конце 90-х годов выпускать открытки стало также издательство художественного фотографического заведения "Гебенспергер и Ко", котороен в начале ХХ века заняло ведущее место в этом деле. Большие выпуски открыток с самыми разнообразными сюжетами представляют собой настоящую фотолетопись города начала века.
          Известны и другие рижские издательства открыток прошлого века. Это фирмы "Е.Браун", "Г.Данцигер", "А.Каль", "С.Аренштам", "Эмиль Маурах", "Эмиль Фимиан".
          В 1901 году (определено по почтовому штемпелю) издательство "Эрнест Платес" выпустило три серии открыток с видами Риги и Рижского взморья с текстом на латышском языке. Открытки этих серий напечатаны в технике фототипии в синем и коричневом тонах. Одна серия "Sweizinajums is Rigas" ("Привет из Риги"). Это пока первые из найденных рижских видовых открыток на латышском языке.
          Если в 90-х годах прошлого века иллюстрированные открытки в Риге выпускали около десяти издательств, то к концу второго десятилетия нашего века открытки стали издавать почти сто фирм. Это были в основном открытки с видами Риги и ее окрестностей. Были и другие - открытки поздравительные, рекламные, с репродукциями произведений искусства, портретами известных латышских деятелей культуры, искусства и литературы, юмористические.
          Несмотря на небольшие тиражи, многие старые открытки дошли до наших дней. Сохранились они в семейных архивах, у коллекционеров, в собраниях музеев и библиотек. Это ценный документально-исторический материал, который еще не изучен целиком. Здесь много любопытного не только для историков, но и литераторов, художников, этнографов, журналистов.

Вячеслав Телеш

перепечатано из журнала "Наука и техника" (Рига) (N 11, 1984г.)

Главная Адреса Ссылки Отзывы Статьи