Открытое письмо российским издательствам открыток N 2

      Прошло уже более года со времени публикации первого письма российским издательствам открыток. Можно подвести некоторые итоги. Появились новые издательства открыток для коллекционеров, а прежние издательства существенно расширили ассортимент предлагаемых открыток. Эта статья, опубликованная сначала в журнале "Открытый мир" (журнал прекратил свое существование), а затем на сайте "Всё для коллекционеров открыток в России", была затем перепечатана еще на двух(!) сайтах рунета.
      Казалось бы, можно радоваться. Однако стали появляться новые проблемы. Хочется надеяться, что изложенные ниже соображения позволят некоторым издательствам проанализировать свою деятельность на рынке открыток, что возможно защитит их от ошибок, влекущих за собой убытки. Думается, что специалисты отделов маркетинга различных издательств прислушаются к этим доводам.
      Покупатель всегда прав. И если он не покупает ту или иную открытку, значит он имеет на то свои аргументы. Думается, что на любом рынке может успешно существовать то предприятие, которое прислушивается к мнению своих покупателей. А о том, которое не хочет слушать покупателя, рынок вскоре забывает.

Вниманию издательств репродукционных открыток ("АГНИ", "АБРИС", "Сибирская горница" и др.)

      Издательствам репродукционных открыток возможно небезынтересно знать, кто покупает сейчас такие открытки в России? Можно сказать, что многие такие открытки, особенно с портретами представителей династии Романовых, охотно покупают иностранцы в Петербурге, Павловске, Петродворце и т.д. Наши цены на открытки для них представляются конечно смехотворными. Тем не менее, следует учитывать, что спрос на открытки со стороны иностранных туристов обычно сезонный - т.е. зависит от работы соответствующих музеев. Зимой спрос падает, а летом растет.
      Значит, чтобы не прогореть, издательствам следует подумать и о российском покупателе. Но, если с богатыми иностранными туристами всё ясно - некоторые из них в состоянии, если захотят, купить весь тираж той или иной российской открытки, то в России для состоятельных коллекционеров более интересны старые открытки, но никак не современные. Старые открытки привлекательны для них хотя бы выгодным вложением денег. Тогда как цены на советские репродукционные открытки 60-70-х годов и по сей день не выросли выше 2-3 рублей за штуку. Недаром же букинистические магазины не занимаются послевоенными советскими открытками, считая такую торговлю нерентабельной. Количество таких открыток огромно, места на прилавках они занимают много, спрос слабый и выгода копеечная.
      Могут возразить, что мол, качество современных открыток куда лучше советского. Так то оно так, да только советские издательства всегда переносили на открытку всё изображение картины, тогда как сейчас все чаще стали встречаться открытки с "обрезанными персонажами", что снижает интерес покупателей.
      Современными репродукционными открытками интересуются сейчас в основном студенты, пенсионеры, госслужащие, рядовые сотрудники коммерческих структур, словом все те, кого принято называть средним классом. Оно и понятно, зачастую интерес к таким открыткам как-то связан с родом деятельности покупателя, либо с его увлечениями, которые возникают у людей, имеющих некоторое свободное время для посещения музеев и выставок. Значит, покупателями репродукционных открыток являются в основном представители среднего класса, имеюшие средние доходы.
      Сейчас, когда некоторые издательства пытаются выставлять достаточно высокие цены на современные открытки (10 рублей за шт., 14-15 рублей за шт. и даже 20 руб. за шт.) настала пора проанализировать, а для кого, собственно, предназначены такие цены? Основной довод издательств при этом тот, что в Европе, например, музейные открытки так, примерно, и стоят. Но наши издательства не предлагают эти открытки иностранцам и не работают в зарубежных странах, где издательские издержки явно выше, поскольку выше и зарплата работников типографий и т.п. Они работают в России и хотят получать деньги от россиян же, но по европейским ценам. Думается, что приведенная ниже таблица будет полезна работникам отделов маркетинга издательств для того, чтобы не ошибиться в назначении цен.

В таблице учтен переводной курс: 1 доллар США = 31 рубль.

Страна Средний
доход
в месяц
в руб.1
Сколько
можно
купить
открыток
по 0,5 $ США2
Сколько
можно
купить
открыток
по 0,75 $ США2
Россия 3388,3 2183 147
Испания 39000 2516 1695
Италия 49500 3193 2152
Голландия 62100 4006 2700
Германия 61200 3948 2660
Франция 58560 3778 2546
Швеция 66000 4258 2869
Швейцария 101360 6539 4406
Англия 135050 8712 5871

  1. средний доход в различных странах подсчитан, исходя из таблицы, опубликованной в газете "Аргументы и факты" (январь 2003 г.) (была опубликована таблица, определяющая, сколько можно купить на среднемесячный доход литров бензина в различных странах).
  2. на среднемесячный доход
  3. все числа округлены до целых

      Таким образом получается, что "средний иностранец" в развитой западной стране может купить, если захочет, на свой средний месячный доход 71596 рублей 25 копеек - 4618 открыток по 50 центов или 3112 открыток по 75 центов. "Средний россиянин" на свой средний месячный доход может купить всего лишь 218 открыток по 50 центов или 147 открыток по 75 центов. А если учесть, что открытки - не предмет первой необходимости, то сколько "средний россиянин" купит открыток по европейским ценам в месяц? Думается, что такие цены будут невыгодны и самим издательствам.
      Для сравнений можно привести цифры, что сегодня "средний россиянин" на свой средний доход в 3388,3 рубля может купить всего лишь 1129 открыток по 3 рубля или 677 открыток по 5 рублей.
      Эти цифры наглядно показывают, что цена - 3 или 5 рублей за открытку, которые сегодня обычно назначают многие российские музеи, издательства "АГНИ" и "АБРИС" - вполне приемлема для российского покупателя. Цена выше 5 рублей за одну репродукционную современную открытку в настоящее время экономически не оправдана. Так, например, некоторые открытки Эрмитажа, которые предлагаются по ценам около 7-8 рублей, несмотря на отличное качество, не пользуются спросом у российских покупателей. Также не пользуются спросом "дизайнерские" репродукционные открытки с монтажом изображений, надписями поверх картин и т.д., но это уже совсем другая проблема.
      Надо также отметить, что любая репринтная открытка (т.е. перепечатка с дореволюционной) также не может стоить 15-20 рублей. Современная печать не в состоянии сделать дореволюционную открытку, что называется один к одному. Если цены на такие открытки выставляются в этих пределах, что дорого "среднему" покупателю, то он скорее купит первоисточник - дореволюционную открытку, чем копию, даже если для этого потребуется заплатить в 5 раз больше. Конечно, бывает, что издательства избирают для этого редкости, но все равно такие открытки не пользуются ажиотажным спросом. Так, например, наборы с перепечатками старинных открыток Елизаветы Бём, выпущенные не так давно в Ярославле, вообще не пользуются спросом у филокартистов.
      Хочется надеяться, что издательства прислушаются к этим доводам и сумеют сделать так, чтобы их открытки нравились и покупались, а издательства процветали. Цены в 14-15 или 20 рублей за открытку на сегодняшний день не приемлемы. Покупатели пока не готовы к ним.

Об оборотках современных открыток

      Данный раздел относится прежде всего к издательствам видовых открыток, хотя и издательствам репродукционных открыток не помешают следующие доводы.
      В советское время открытки с видами городов выпускались не так уж и многими издательствами. Многие из них не отличались высоким качеством печати. Тем не менее, если не считать некоторые отдельные серии, например, открытки с текстовками для туристов, советские видовые открытки в своем большинстве были больше похожи именно на открытки, чем многие современные. Сейчас видовые открытки выпускают все "кому не лень", но многим издательствам невдомек, что их продукция не является открытками в европейском смысле этого слова. В Европе их называют не более чем рекламными или познавательными карточками, но отнюдь не открытками.
      Казалось бы, что может быть проще - нанести на оборотную часть открытки "линейки" для адреса, пунктиром место для марки, оставить место для письма, вспомнить, что у открытки - горизонтальный формат оборотной части и всё - это уже будет открытка, которая будет нравиться всем. Так нет же, одни издательства не знают международных требований к открытке, другие - вместо марки и адреса помещают рекламу, третьи "отдают на растерзание" оборотную сторону открытки дизайнерам. Хорошо еще, если те ограничены требованиями к открытке и не позабудут оставить место для марки и адреса. Дизайн фирмы Форекс
      За примерами далеко ходить не надо. Вот перед нами карточка "г. Слободской. Вид на реку Вятку" (дизайн фирмы "Форекс"). Там, где должна быть марка - реклама Слободского мебельного комбината, на месте адреса - реклама станции техобслуживания. Карточка была издана в наборе. На других карточках - реклама местного спиртоводочного завода и Лиги предпринимателей г. Слободского. Но это же не рекламные открытки! Хотя, с другой стороны, издательства бесплатных рекламных открыток соблюдают требования к открытке, чего не скажешь о многих издательствах видовых открыток. дизайн ИПФ Эко-технология
      Конечно, можно возразить, что эти карточки не являются открытками, так как издательство нигде не указывает, что издало "комплект открыток". Но о том, что издательства действительно забыли, что является открытками, свидетельствует набор "Храмы Нижнего Новгорода" (изд. ООО ИПФ "Эко-технология", 2002 г.). В сопроводительном тексте, помещенном на клапане обложки набора, прямо сказано, что издательство "представляет вам первый комплект открыток серии "Нижегородский край"". Хочется надеяться, что карточки второго комплекта серии будут в большей степени похожи именно на открытки, чем карточки первого комплекта. Требования к открытке не допускают вертикальной композиции оборотной части и достаточно большого текста, объясняющего изображение. Даже если предположить, что эмблема Нижегородского края предназначена для того, чтобы на это место клеить марку, то все равно карточка не может считаться открыткой, поскольку марка на открытке всегда располагается в правом верхнем углу в горизонтальном формате. Могут задать вопрос, а какая разница - вертикальный или горизонтальный формат? Всё дело в том, что в почтовых отделениях открытки штемпелюет автомат, который не разбирает, где приклеена марка на открытке. И то, что не отвечает требованиям автомата - не является открытками. Реклама ВолгаТрансСтроя
      Аналогично не являются открытками любые другие карточки с вертикальным форматом оборотной стороны. Так, например, открытки с видами Самары, изданные недавно ВолгаТрансСтроем, могут быть признаны рекламными карточками. Оборотная сторона исполнена вертикальной. Помимо названия на них присутствует эмблема фирмы изготовителя и надпись: "ВолгаТрансСтрой. продолжение славных традиций". Всё это очень интересно, однако непонятно, почему покупатель должен платить за такие "открытки" деньги. Ведь во всем мире, и в России в том числе, рекламные открытки бесплатны. А если это не реклама, то тогда следует признать, что основной вид деятельности ВолгаТрансСтроя - это издательство открыток, что явно не может соответствовать действительности.
      Подобные примеры можно приводить бесконечно долго. На сегодняшнем рынке России, Беларуси, Украины соотношение открыток и просто познавательных карточек примерно пополам с некоторым перевесом карточек над открытками. Издательства карточек забывают, что их изделия не могут быть признаны открытками, поскольку не могут быть посланы по почте в открытом виде, что, несомненно, снижает их рекламную способность. Хороший дизайн
      Какие же карточки являются открытками? Современные полиграфические технологии позволяют объединить дизайнерские "изыски" с требованиями, предъявляемыми к открыткам. Так, например, российские издательства "П-2", "Римакс М", ПБОЮЛ Т.Горячева, киевское издательство "Балтия Друк" и некоторые другие помещают на оборотные стороны открыток как черно-белые, так и цветные изображения, которые однако, нисколько не мешают функциям открытки. Эти изображения выполняются "выбеленными" красками, что никак не помешает писать на них адрес и письмо. Такие открытки эффектно смотрятся и любимы не только в России или на Украине, но и в зарубежных странах. Можно сказать, что именно по открыткам издательств "П-2", "Балтия Друк" зарубежный покупатель знакомится с нашими странами. Стандартный почтовый дизайн
      Конечно, возможно не все издательства обладают соответствующим оборудованием или умением, чтобы, не допуская повышения цены, сделать эффектной оборотную сторону открытки. Но этого и не требуется. Достаточно, чтобы оборотная сторона открытки соответствовала стандарту. Вот перед нами оборотная сторона открытки из набора "Химки", выпущенного в 2002 году издательской группой "Вперед". Интересно, что ранее это издательство не было замечено в выпуске открыток, что тем не менее, не помешало ему выдержать оборотную сторону согласно стандарту.
      Большая часть современных открыток может быть названа таковыми с некоторой натяжкой. К ним более подходит фраза советских времен - "Отправлять по почте только в конверте". Некоторые издательства, такие как киевское "Мистецтво" и сегодня не стесняются писать ее на своих карточках, что лишает их изделия статуса "открытка", если буквально следовать терминологии. Но с "Мистецтвом" всё понятно. Это издательство выпускало открытки еще в советское время. Другое дело - современные издательства. Некоторые из них забывают "разлиновать" оборотную сторону. Другие помещают текстовки слишком низко от верхнего края, что оставляет вверху никому не нужное место, а снизу остается мало места для письма. Третьи - и вовсе оставляют оборотную сторону чистой, лишенной какого-либо текста и линеек. Создается впечатление, что издательства просто не знают, что хочет покупатель и предлагают ему самому линовать оборотную сторону. Всё это конечно хорошо, да только цена на такие открытки может показаться завышенной потому, что они могут представляться "самоделками", т.е. вырезками, но не открытками. Видовая открытка АГНИ
      Вместе с тем, эти открытки могут быть названы таковыми с натяжкой - только в России, где покупатель не особенно придирчивый, особенно в условиях вакуума на рынке видовых открыток. Например, для коллекционирования открыток в России они привлекательны, но поменять их на западные открытки не представляется возможным именно из-за дизайнерского решения оборотной стороны.
      Хочется надеяться, что издательства открыток для коллекционеров прислушаются к приведенным здесь доводам.

А.М. - специально для сайта "Всё для коллекционеров открыток".

 

__________________________________________________

 

Главная страница