ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ОТКРЫТКАМ
Рассказ о П.П.Добрынине

          Помните о той миссии, которая была приписана одним из великих писателей произведению Сервантеса "Дон Кихот"? В частности, его прогноз о том, что даже если весь мир погибнет и останется лишь один "Дон Кихот", то только по этому литературному памятнику можно будет судить о всем человечестве.
          Конечно, человечество бесследно не исчезнет, хотя бы потому, что выдумало бесчисленное множество больших и маленьких "зеркал", где оно отражается во всей красе - книг, журналов, картин, кинофильмов, значков, марок, открыток. Кстати, об открытках. Почему-то принято считать, что в этом ряду они как бы не дотягивают до уровня документальных свидетельств существования человечества, а уж их собирание и вовсе относят к роду легкомысленных занятий. А между тем всех высокомерных скептиков можно уверить, именно по самым обыкновенным почтовым открыткам можно судить о всем человечестве во всех его проявлениях. Не верите? Тогда поезжайте в Будапешт и спросите. Там находится (единственный в мире!) музей открыток, насчитывавший в день открытия 450 тысяч экземпляров.
          Впрочем, мы как раз и завели разговор о том, что ехать туда не нужно: такой же музей, правда, на квартире, есть и у нас в Челябинске, и открыток в нем гораздо больше, чем в Будапештском музее... Разместился он в доме нашего земляка, бывшего врача, кандидата медицинских наук, а ныне пенсионера   Петра Петровича Добрынина. Петр Петрович Добрынин
          Не знаю, как себе воображают коллекционеры различное количество экземпляров, но для меня все, что более тысячи, - это одинаково много. Поэтому вначале названную цифру (более полумиллиона) открыток фантазия "определила" по двум-трем ящикам. Но то, что пришлось увидеть, описанию уже не поддавалось. Весь дом старого филокартиста уставлен ящиками, книжными шкафами, стеллажами. Открыточные альбомы и кляссеры размещались не только на книжных полках, но и на полу.
          - Хозяйство стало совершенно неуправляемым, - смеясь сокрушается Петр Петрович. - Каждый день берусь навести в нем порядок, но это, наверное, равносильно еще одному подвигу Геракла.
          На столе одни за другим появляются альбомы на разные темы - открытки с репродукциями картин Ренуара, Сальвадора Дали, Дюрера. А вот пошли лошади всех стран и народов, собачки и всякое-всякое зверье. За 40 лет филокартист собрал столько разнообразных открыток, что по ним можно подготовить выставки практически на любую тему - о природе, пейзажной и космической живописи, лениниана, видовые открытки.
          А началось все с приезда в Челябинск с целины в 1956 году, когда он впервые познакомился с собирателем редчайших открыток, заразивших его этим занятием. До этого сам Петр Петрович коллекционировал в основном значки, марки, грампластинки, книги. К слову сказать, книги - тоже одна из главных ценностей в доме Добрыниных: они занимают 53 полки, а уж бесполочных книг и не счесть!
          Вначале, как и всякий начинающий коллекционер, он был всеяден: собирал все, чего не было в его коллекции. Имея большую семью, он все-таки умудрялся всякий раз на чем-нибудь экономить, чтобы приобретать новые открытки. Знание языков (японского, английского и других) позволило ему переписываться с филокартистами десятков стран мира, быть членом мирового общества коллекционеров "Океания".
          Потом всё стало приходить в определенную систему. Если живопись, то все художники мира; если география или история, то все города и страны чуть ли не всех времен. Одним словом, этакий собственный клуб путешествий - и ездить никуда не надо!
          Одних только видовых открыток по Германии - около 15 тысяч, по Чехословакии - около 10 тысяч. Америка "разместилась" в полутора тысячах цветных открыток, Москва - в четырех тысячах. Есть и уникальные открытки - по одной, скажем, на Сейшельские и Бермудские острова времен африканских колоний; самая старая открытка в коллекции изображает Нью-Йорк образца 1892 года.
          К этому роду редких открыток можно отнести и раздел "Величайший старый Токио". Приезжавший из Страны восходящего солнца историк был изумлен, увидев эту подборку: он был уверен, что таких уникальных открыток не сохранилось даже в самой японской столице!
          В музее на дому вполне можно проводить уроки и лекции на любую тему и по любой специальности. Вот раздел литературы. Только одних репродукций иллюстраций к творчеству русских писателей - по полутысяче на каждого. По другому альбому можно изучать технику, космос (только гагаринских открыток более сотни!). Специалисты по сельскому хозяйству с интересом познакомятся с репродукциями изображений растений и цветов, среди которых только роз около 800! А вот пошли Герои Советского Союза - от Гастелло до Брежнева, есть и раздел Героев Социалистического Труда.
          Но самой любимой для коллекционера остается тема прикладного искусства, отражающаяся в 20 тысячах открытках. Изумительны изображения ювелирных изделий из золота, серебра, фарфора, кости, металла, в том числе и нашего, уральского. А чего стоят открытки с изображением экспонатов Алмазного фонда!
          Пересмотреть все эти уникальные экспонаты музея на дому невозможно. Приезжавшая погостить к Петру Петровичу сестра разглядывала открытки целую неделю с утра до вечера, но едва ли успела познакомиться с половиной коллекции. Поэтому и не удивительно, что Петр Петрович не может справиться с таким хозяйством. В то же время сам коллекционер не мыслит ни одного дня без общения с открытками, систематизируя их, попутно копаясь в справочной литературе.
          Сегодняшний 72-летний пенсионер, полвека отдавший медицине и почти столько же - своей коллекции, думает о передаче своего дома-музея в муниципальную собственность. Если это произойдет, то Челябинск станет единственным в России городом, где будет свой музей открыток.

Статья перепечатана из газеты "Челябинский рабочий" от 21.9.1995.

 

__________________________________________________

 

Главная страница