ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ОТКРЫТКАМ
Рассказ о П.П.Добрынине
Помните о той миссии, которая была приписана одним из великих писателей
произведению Сервантеса "Дон Кихот"? В частности, его прогноз о том, что
даже если весь мир погибнет и останется лишь один "Дон Кихот", то только по этому
литературному памятнику можно будет судить о всем человечестве.
Конечно, человечество бесследно не исчезнет, хотя бы потому, что выдумало
бесчисленное множество больших и маленьких "зеркал", где оно отражается во всей красе - книг,
журналов, картин, кинофильмов, значков, марок, открыток. Кстати, об открытках.
Почему-то принято считать, что в этом ряду они как бы не дотягивают до уровня
документальных свидетельств существования человечества, а уж их собирание и вовсе
относят к роду легкомысленных занятий. А между тем всех высокомерных скептиков можно
уверить, именно по самым обыкновенным почтовым открыткам можно судить о всем человечестве
во всех его проявлениях. Не верите? Тогда поезжайте в Будапешт и спросите. Там находится
(единственный в мире!) музей открыток, насчитывавший в день открытия
450 тысяч экземпляров.
Впрочем, мы как раз и завели разговор о том, что ехать туда не нужно:
такой же музей, правда, на квартире, есть и у нас в Челябинске, и
открыток в нем гораздо больше, чем в Будапештском музее... Разместился он
в доме нашего земляка, бывшего врача, кандидата медицинских наук, а ныне
пенсионера Петра Петровича Добрынина.
Не знаю, как себе воображают коллекционеры различное количество экземпляров,
но для меня все, что более тысячи, - это одинаково много. Поэтому вначале
названную цифру (более полумиллиона) открыток фантазия "определила" по двум-трем
ящикам. Но то, что пришлось увидеть, описанию уже не поддавалось. Весь дом
старого филокартиста уставлен ящиками, книжными шкафами, стеллажами. Открыточные
альбомы и кляссеры размещались не только на книжных полках, но и на полу.
- Хозяйство стало совершенно неуправляемым, - смеясь сокрушается
Петр Петрович. - Каждый день берусь навести в нем порядок, но это, наверное,
равносильно еще одному подвигу Геракла.
На столе одни за другим появляются альбомы на разные темы - открытки с репродукциями
картин Ренуара, Сальвадора Дали, Дюрера. А вот пошли лошади всех стран и народов,
собачки и всякое-всякое зверье. За 40 лет филокартист собрал столько разнообразных
открыток, что по ним можно подготовить выставки практически на любую тему -
о природе, пейзажной и космической живописи, лениниана, видовые открытки.
А началось все с приезда в Челябинск с целины в 1956 году, когда он впервые
познакомился с собирателем редчайших открыток, заразивших его этим занятием.
До этого сам Петр Петрович коллекционировал в основном значки, марки, грампластинки,
книги. К слову сказать, книги - тоже одна из главных ценностей в доме Добрыниных:
они занимают 53 полки, а уж бесполочных книг и не счесть!
Вначале, как и всякий начинающий коллекционер, он был всеяден: собирал все,
чего не было в его коллекции. Имея большую семью, он все-таки умудрялся
всякий раз на чем-нибудь экономить, чтобы приобретать новые открытки.
Знание языков (японского, английского и других) позволило ему переписываться
с филокартистами десятков стран мира, быть членом мирового общества коллекционеров
"Океания".
Потом всё стало приходить в определенную систему. Если живопись, то
все художники мира; если география или история, то все города и страны
чуть ли не всех времен. Одним словом, этакий собственный клуб путешествий -
и ездить никуда не надо!
Одних только видовых открыток по Германии - около 15 тысяч,
по Чехословакии - около 10 тысяч. Америка "разместилась" в полутора
тысячах цветных открыток, Москва - в четырех тысячах. Есть и уникальные открытки -
по одной, скажем, на Сейшельские и Бермудские острова времен африканских
колоний; самая старая открытка в коллекции изображает Нью-Йорк образца 1892 года.
К этому роду редких открыток можно отнести и раздел "Величайший старый Токио".
Приезжавший из Страны восходящего солнца историк был изумлен, увидев эту подборку:
он был уверен, что таких уникальных открыток не сохранилось даже в самой японской столице!
В музее на дому вполне можно проводить уроки и лекции на любую тему и по
любой специальности. Вот раздел литературы. Только одних репродукций иллюстраций к
творчеству русских писателей - по полутысяче на каждого. По другому альбому можно
изучать технику, космос (только гагаринских открыток более сотни!). Специалисты
по сельскому хозяйству с интересом познакомятся с репродукциями изображений растений и
цветов, среди которых только роз около 800! А вот пошли Герои Советского Союза - от Гастелло
до Брежнева, есть и раздел Героев Социалистического Труда.
Но самой любимой для коллекционера остается тема прикладного искусства,
отражающаяся в 20 тысячах открытках. Изумительны изображения ювелирных
изделий из золота, серебра, фарфора, кости, металла, в том числе и нашего, уральского.
А чего стоят открытки с изображением экспонатов Алмазного фонда!
Пересмотреть все эти уникальные экспонаты музея на дому невозможно.
Приезжавшая погостить к Петру Петровичу сестра разглядывала открытки целую неделю
с утра до вечера, но едва ли успела познакомиться с половиной коллекции.
Поэтому и не удивительно, что Петр Петрович не может справиться с таким
хозяйством. В то же время сам коллекционер не мыслит ни одного дня без общения
с открытками, систематизируя их, попутно копаясь в справочной литературе.
Сегодняшний 72-летний пенсионер, полвека отдавший медицине и почти столько же -
своей коллекции, думает о передаче своего дома-музея в муниципальную собственность.
Если это произойдет, то Челябинск станет единственным в России городом,
где будет свой музей открыток.
Статья перепечатана из газеты "Челябинский рабочий" от 21.9.1995.
__________________________________________________
Главная страница