Среди множества дореволюционных, главным образом чёрно-белых открыток, существуют такие, которые образуют собой достаточно редкие серии. Как правило, это серии открыток связаны с дореволюционными частными галереями или выпущены по случаю каких-либо выставок картин. Подавляющее большинство таких открыток, судя по всему, издавались только один раз, ограниченным тиражом, и потому чрезвычайно редко встречаются, но представляют определённую художественно-историческую ценность и особенно востребованы сегодня исследователями отечественного искусства. По ним можно составить представление о картинах художников пусть не первой величины, но заслуживающих внимания. Действительно, после революции некоторые картины были вывезены из страны, другие пропали в лихолетье Гражданской войны, третьи попадали в Государственный музейный фонд, но их дальнейшая судьба оказалась неизвестной.
         Мы уже публиковали на страницах журнала заметку, посвящённую серии открыток “Патриотическая выставка картин “Война” (“Две ранее неизвестные открытки Алексея Ганзена” М. Парталы в N№ 4(34)), статью об открытках галереи Руссова (“Галерея Руссова: сколько всего открыток выпущено?", С.А. Седых в N№ 1(56) “Филокартии”). То, что дополнение к серии открыток патриотической выставки “Война” появилось только сейчас, спустя пять лет после публикации заметки на эту тему, свидетельствует о том, что открытки серии очень редки.
         В этом номере мы публикуем материалы и открытки, посвящённые картинной галерее Р. Ауэра.
         Кроме того, нам представляется, что неменьший интерес могут представлять и открытки Екатеринодарской картинной галереи им. Коваленко, о которых статья в журнале ещё не публиковалась. К слову сказать, приглашаем авторов, возможно краснодарских, кто мог бы написать статью для журнала на эту тему. Пока надо отметить, что возможно, открытки Екатеринодарской галереи им. Коваленко — наиболее трудные для изучения. Дело в том, что если в открытках галереи Ауэра, Руссова, а также выставки “Война”, по всей вероятности, предполагается только по одной серии, отличающейся единым оформлением и способом печати, то найденные карточки Екатеринодарской галереи им. Коваленко, скорее всего, составляют не одну серию, так как различаются по способу печати.
         Сканы открыток, присланных читателями для этих четырёх каталогов, будут размещаться на данной странице Ждём сканы открыток серий по адресу: philocartist1@yandex.ru.
          Приглашаем принять участие в проекте всех заинтересованных коллекционеров, кто может дополнить эти серии. Сканы просьба присылать в разрешении 150 dpi (1:1)

© А. Шестимиров


Участники проекта "Художественные открытки. Редкие серии"


          М. Борец (Санкт-Петербург), В.Б. Лебедев (Москва), А. Дроздовский (Одесса), М. Партала (Санкт-Петербург), А. Хильковский (Харьков), В. Филиппов (Киев), П. Цуканов (Москва), А. Шестимиров (Москва).
          Открытки этих серий достаточно редкие. Поэтому увеличенные изображения этих открыток в соответствии с пожеланиями владельцев не публикуются.


         Все открытки серии, имеющие надпечатку на изобразительной стороне "Из галереи карт. П. Ауэра", номерные. Пока известны номера с 2002 по 2057, из чего можно сделать предположение, что всего открыток в серии может быть более пятидесяти. Вместе с тем, важно отметить, что так как через галерею П. Ауэра проходили и произведения западноевропейских художников, то не исключено, что на открытках могли быть изданы и они. Подробнее о том, работы каких художников в разное время экспонировались в галереи Ауэра, можно прочитать в журнале "Филокартия" (№ 2(57), 2018).

2002.
И. Маковский - ошибка.
Правильно:
М. Фармаковский
Перед чуд. иконой
2014.
П. Яковлев
Бурлаки
2020.
Бакалович
На прогулку
2026.
А.Орловский
Ландскнехт
2050.
Егорова
Нищие
2057.
Бенкендорф
Девочка


         Все известные открытки этой серии номерные. Выставка прошла в Петрограде в 1914 г., однако на ней экспонировались не только работы современников Первой мировой войны, но и художников, умерших задолго до нее. Единственное, что объединяет открытки этой серии - это тема войны, сражений на суше и на море.
21.
М. Малышев
За честь и славу родины!
26.
В. Мазуровский
Казачий разъезд
27.
В. Мазуровский
Атака
29.
А. Ганзен
Бой
"Св. Ефстафия"
с "Гебеном"
30.
А. Ганзен
Бой у Фалкландских островов
31.
В. Добржанский
Кавалерийская атака


         Об открытках галереи Руссова читайте подробнее в № 1(56) журнала "Филокартия" за 2018 г. Исполнение открытки с работы А. Попова отличается от остальных. Открытка не имеет номера. Все остальные известные пока открытки пронумерованы. При этом номера скорее всего даны открыткам по соображениям издателя и не имеют отношения к галереи Руссова. Однако для того, чтобы окончательно это удостоверить, необходимы какие-либо еще открытки, имеющие надпечатку "Галлерея Руссова".
А. Попов
В отсутствие господ
10.
Маковский
Швеи
1058.
Судковский
Шторм
1060.
Сверчков
Метель
1608.
Левитан
Поезд на рассвете
2505.
Репин
Навеселе


         Анализируя известные открытки, имеющие указания на галерею Коваленко, можно сделать вывод, что существуют по меньшей две серии: первая - типографские открытки (на них присутствует указание "Екатеринод. имени. Ф.А. Коваленко Художеств. Картин. Гаоерея"), вторая - фотооткрытки (на них присутствует надпечатка: "Екатеринод. городск. картинная галерея имени Ф.А. Коваленко"). Они различаются также и обозначенным наименованием галереи. Все известные открытки не имеют номеров, что затрудняет поиск, поскольку непонятно, сколько открыток в той и другой сериях.
Кауфман, проф.
Жизнь Венеции
Клевер Ю. (сын)
Рыбы, кастрюля, кувшин
Коваленко И.А.
"Млын" в Малороссии
Сахаров
Дарьяльское ущелье
Сокорнов В.Н.
"Кузнец Вакула"
К.А. Фельдман
"Из альбома"

Берингер В.Б.
Белая ночь